- Как надо ездить в тумане?
- В тумане ездить не надо...
Однажды, когда был густой туман, грузовик сбил женщину и тут же остановился. Выскочивший из тумана вслед за грузовиком легковой автомобиль был не последним в числе жертв этой остановки. Ударившись в грузовик передней частью, легковой автомобиль вскоре стал мишенью для третьего участника аварии. Всего в этой страшной цепочке оказалось 16 автомобилей. Но это еще не самое плохое...
Хуже бывает, когда автомобили возгораются. Или когда грузовик накатывается на стоящий легковой автомобиль и подминает его под себя, въезжая на сплющенный кузов.
В чем причина подобных цепочных аварий? Опасность заложена в дорожной обстановке, когда дальность видимости проезжей части резко снижается, а скорость движения сохраняется высокой. Один замешкавшийся или остановившийся автомобиль становится первым звеном цепочной аварии. Поэтому движение в тумане очень опасно. Но нельзя ли уберечься от чужих ошибок в тумане? Включите стеклоочистители!
Нередко случается, что "очень густой туман" - чистая иллюзия самого водителя. Капельки влаги или изморозь осели на лобовом стекле, и если их смахнуть дворниками, то будет уже не так плохо видно. Поэтому начинайте с включения стеклоочистителей.
Включите габаритные фонари!
Главное в тумане, как и во многих других ситуациях, - обозначить свое присутствие. То есть показать другим участника движения, что на их пути может оказаться и ваш автомобиль. Перове, что следует сделать, - включить габаритные фонари и противотуманные задние, если они имеются. Но не надейтесь только на габаритники - лучше включите и ближний свет фар. К тому же этот свет, даже днем, позволит чуть раньше увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать. Но еще лучше - противотуманные фары, если, конечно, они есть, особенно на дороге невысокого класса, где встречные транспортные потоки не разделены газоном или нейтральной полосой. Опытный водитель в тумане придерживается тактики "каждый сам за себя". Не оказывается в веренице автомобилей, зная, что где-то в этой цепи всегда есть слабое звено. Или полусонный водитель, или лихач, или "под градусом", или с гриппозным недомоганием. Никогда не рассчитывайте, что кому-то удастся избежать последствий цепочной аварии. Есть, конечно, шанс - если все начеку. Но где гарантия, что так и будет?
Несколько советов по выбору скорости в тумане. Ее максимально допустимое значение полностью определяется дальностью видимости проезжей части дороги. При дальности, соответствующей 10 длинам вашего автомобиля (40-45 метров), скорость не более 50 км/ч. Если дальность видимости втрое меньше, то скорость - не более 25 км/ч.
Включение аварийной сигнализации
Режим, когда все указатели поворота мигают, обеспечит высокий уровень безопасности и в тумане. Мигающий свет заставляет наблюдателя сосредоточиться на вашем сигнале, чтобы решить важную задачу - движется ваш автомобиль или стоит. Даже если нет аварийной сигнализации, полезно включить сигналы поворота - пусть мигают, все будет безопасней. Но при этом надо более внимательно смотреть в зеркало заднего вида, и если появился автомобиль, то сигнал поворота надо отключить - он свою роль уже выполнил, а вводить другого водителя в заблуждение не стоит.
Ищем обочину
Иногда туман действительно так плотен, что водитель сбивается с пути и даже не знает, где обочина. Тут также может помочь сигнал поворота. Конечно, тот, со стороны которого и находится искомая обочина. Другой вспомогательный прием - переключение света фар с ближнего на дальний. Несколько таких переключений в нужном темпе помогают сориентироваться и отыскать обочину. Дальний свет расширяет на несколько метров освещенную зону справа от автомобиля, но чтобы избавиться от его слепящего действия, надо тут же перейти на ближний свет, а затем снова повторить переключение.
Вынужденная остановка
Заглох двигатель, спустила шина... Словом, автомобиль встал. Что делать? От самой страшной аварии вас отделяют, может быть секунды. Нужно немедленно подать заметный сигнал тем, кто едет за вами. Это - в первую очередь. А тем, кто едет навстречу, - во вторую очередь. Лучшее решение в наших условиях - красные мигающие фонари. За рубежом не очень-то полагаются на такую электротехнику, и поэтому автомобили комплектуются специальными факелами немедленного действия. Использование подобных факелов было бы очень полезно. Расскажем поэтому о них чуть подробней в надежде, что производители заинтересуются этой крайне важной вещью.
Источником энергии факела служит газ. Заправляют факел, как газовую зажигалку. Продолжительность горения факела от 15 до 30 минут - этого вполне хватает на то, чтобы убрать остановившийся автомобиль с дороги на обочину. Впрочем, можно включить еще запасной факел и продлить вынужденную остановку. Факел дает яркий красный свет, хорошо видный издалека.
Основание факела снабжено острым штырем для крепления на дорожном покрытии или обочине. По надежности работы и готовности к ней, а также быстроте установки факел намного превосходит остальные средства аварийной сигнализации. Его пламя водители обнаруживают с расстояния до 200 м. В горячую смесь факела включено и дымообразующее вещество: благодаря освещенному дыму дальность обнаружения увеличивается.
Самое лучшее - оторваться от тумана
Если есть хоть малейшая возможность свернуть на другую дорогу, это - наилучший выход. Другой, тоже неплохой вариант, - поехать обратно, туда, где тумана нет. Туман - такая большая опасность, что лучше с ним не бороться, а уступить.
Материалы: express.irkutsk.ru/
Автор: С. Литинский